В детстве увлекался идеями Леонардо Да Винчи и зачитывался произведениями Жюля Верна. Мечтал о том, о чем и думать не могли его сверстники - о полетах.
Он прыгал с крыши сарая с раскрытым зонтиком или простыней в виде парашюта, часто получая серьезные травмы, конструировал аэропланы, совершал кругосветные путешествия не выходя из комнаты.
Александр Романович Беляев (1884 - 1942) родился в Смоленске в семье священника в пятом поколении. Можно сказать, что судьба его была предопределена: он окончил духовную семинарию, но священником, против воли отца, так и не стал.
Вместо этого поступил в Демидовский юридический лицей в Ярославле. Работал юристом, журналистом и редактором газеты «Смоленский вестник», освещая самые разные темы, от бунтов на фабриках до любимых им театральных постановок. Бывая наездами в Москве, Беляев познакомился с Константином Станиславским и даже прошёл у него актёрские пробы, но с актерской деятельностью не случилось. Зато активно помогал в школьных постановках ученикам популярной в Смоленске гимназии Евневича, которая располагалась в одном здании с редакцией газеты.
Так об этом вспоминает смоленский краевед Сергей Яковлев: «Обаятельный образ А. Р. Беляева запал мне в душу с тех пор, когда он помогал нам, учащимся гимназии Н. П. Евневича, поставить на одном из наших ученических вечеров чудесную фантастическую пьесу-сказку «Три года, три дня, три минуточки». Взяв за основу сюжетный стержень сказки, А. Р. Беляев как постановщик-режиссёр сумел творчески доработать, обогатить её множеством интересных вводных сцен, расцветить её яркими красками, насытить музыкой и пением. Фантазия его не знала границ!»
Жизнь Беляева круто повернулась, когда в 30 с небольшим лет у него выявили туберкулез позвоночника, который на несколько лет приковал его к постели, нижняя часть тела была парализована. И впоследствии появился роман «Голова профессора Доуэля», который, по сути своей, стал автобиографическим.
Через стадии священника, юриста и журналиста наша страна получила выдающегося фантаста, личность которого часто ассоциируется в Санкт-Петербургом – Ленинградом, где он оказался в 1931 году. Город его детства нашел отражение в рассказе «Человек, который не спит» (1926): «Какая-то река показалась вдали. На высоких прибрежных холмах раскинулся город. На правом берегу он был опоясан старинными зубчатыми стенами кремля с высокими башнями. Над всем городом царил огромный пятиглавый собор. Днепр. Смоленск. Наша первая остановка. Аэроплан плавно пролетел над лесом и плавно опустился на хороший аэродром».