Пестриков Отель
Любавичи
Люкс №311
Подробнее
Любавичи
Село Любавичи упоминается в письменных источниках как минимум с середины XVII века. До 1654 года оно входило в состав Речи Посполитой. В XVIII веке после ослабления и раздела Польши многие населенные пункты, в том числе и Любавичи, вошли в состав России.
Знаете, куда в Смоленской области приезжает больше всего туристов из Нью-Йорка?
Это маленькая деревня Любавичи в Руднянском районе на границе с Республикой Беларусь.

Еврейского населения на Смоленщине было много издревле, но из разных мест области, связанных с евреями, всемирно известны, куда больше чем внутри России, только Любавичи. Это село считается крупным религиозным центром, потому что в XIX веке здесь обосновались лидеры хасидского течения в иудаизме - Хабад (также известно как Хабад-Любавич, Любавичский хасидизм).

Село Любавичи упоминается в письменных источниках как минимум с середины XVII века. До 1654 года оно входило в состав Речи Посполитой. В XVIII веке после ослабления и раздела Польши многие населенные пункты, в том числе и Любавичи, вошли в состав России.

Крутой поворот в жизни Любавичей произошел в начале XIX века. Сюда с территории современной Беларуси переселились представители еврейского религиозно-мистического учения ХаБаД. Сам термин «ХаБаД» является аббревиатурой трех слов на идиш: «мудрость», «понимание», «познание». Последователей ХаБаДа стали называть «хасидами», т. е. благочестивыми, а сам «хасидизм» – учением о благочестии. Любавичи стали главным центром самого многочисленного направления в иудаизме. На протяжении 102 лет здесь была резиденция еврейских духовных пастырей – ребе. Здесь они собирали свою знаменитую библиотеку, которая известна как «библиотека Шнеерсона».

С конца XVIII века Любавичи славились своими ярмарками. Ярмарки проводились дважды в год и назывались Петрово-Павловской и Крещенской. И длились они не день и не два, торговля на зимней ярмарке продолжалась с 6 января по 6 февраля. Размах этих ярмарок можно представить, зная, что товаров отовсюду привозили сюда до 1,5 миллиона рублей. На государственном уровне шли переговоры о том, чтобы перенести эту ярмарку в Смоленск.
В 1851 году в Любавичах было 5 синагог, 5 еврейских школ, двухклассное еврейское училище первого разряда, а спустя 30 лет, в 1881 году, из 382 домов в местечке – 238 принадлежали евреям. Главным источником доходов населения были выращивание и продажа льна.

Во время Великой Отечественной войны в Любавичах уничтожили почти всех евреев. Парадоксально, но факт: Любавичи – одно из немногих мест, которые в России посещают евреи-паломники, но ни один еврей там не проживает.

Что посмотреть в Любавичах?
Интерес представляют Двор Любавичских ребе (ул. Шиловская, 2) (здесь находятся Музей ХаБаДа, синагога, гостиница для приезжающих паломников) и Дом Шнеерсона (ул. Хабадская, 14), благоустроенное в последние годы еврейское кладбище с могилами Любавичских цадиков (праведников), а также мемориал на месте расстрела 483 евреев в 1941 году (ул. Дружбы народов). Кроме того, посреди маленькой деревни возвышается огромная Успенская церковь XVIII века, больше похожая на католический костел. Попасть в нее можно только во время редких богослужений.

Если вы едете в Любавичи не в составе организованной группы, то многие достопримечательные места будут закрыты. Многолетним проводником по ним трудится местный житель Анатолий Гнатюк, которого нужно разыскать на месте.